Правила игры:
шахматы, шашки, лудо
шахматы
Цель игры
Поставить мат королю соперника! Эта ситуация означает, что королю на доске некуда отступать – нет ни свободных клеток в зоне его передвижения, ни других укрытий. Мат - это захват армии противника и соответственно – победа над соперником, который заканчивает игру своим поражением.

Установка доски и расстановка отрядов
Все действия проходят на доске, состоящей из 64 черно-белых квадратов. На ней будут стоять две армии, совершаться тщательно продуманные ходы с целью поставить мат противнику.
Расстановка начинается с правильной установки доски - нужно убедиться, что у белых в правом нижнем углу находится белая клетка.

Каждому игроку предстоит расставить свою армию, в которой состоят:
  • 2 ладьи
  • 2 слона
  • 2 коня
  • Его величество с королевой (ферзем)
  • 8 пешек
Правила расстановки довольно просты: на крайних клетках в первом ряду стоят ладьи, за ними ставятся кони и слоны. Центральные клетки первого ряда предназначены для главных фигур. Для ферзя предусмотрена клетка одного с ним цвета, он любит свой цвет! Король стоит рядом с ферзем. Во втором ряду доски перед ними расставляются пешки, играющие роль рядовых вашей настольной армии. Именно им предстоит делать первый ход, подставляться под удар, защищая короля. Такое расположение фигур считается классическим.

Ходы шахматных фигур

Король передвигается на одну клетку, но в любом направлении. Это необходимо для того, чтобы не допустить мата после получения шаха от соперника.
Ферзь перемещается в любом направлении на нужное количество клеток. Он считается самой ценной фигурой на доске.
Слон движется по диагонали на любое количество клеток. Черный слон передвигается по черным клеткам, а белый слон, соответственно – по белым.
Конь ходит буквой «Г» на 3 клетки. Главной его особенностью является то, что он может перепрыгивать через любые препятствия, что непозволительно даже ферзю. Такая способность коня является очень ценной.
Ладья может двигаться по прямой, по вертикали или горизонтали - то есть либо вперед, либо назад, но на любое количество клеток.
Пешка в шахматной армии ходит на одну, максимум – на 2 клетки и только вперед. Представителей армии противника они атакуют исключительно по диагонали. Если пешка достигнет противоположного края доски, она получает право на превращение - стать конем, слоном, ладьей или ферзем, и получить больше возможностей для передвижения. Соблюдения всех вышеперечисленных движений требуют правила шахмат, в которых четко прописано, как ходят шахматные фигуры во всех разновидностях матчей, от классики до пули.
Взятие на проходе
Взятие на проходе касается особого хода пешки. Если соперник передвинул пешку на две клетки, поравняв ее тем самым с вашей, которая имеет противоположный цвет, то вы имеете полное право убрать ее с доски. Ее место займет ваша пешка. Единственный нюанс – сделать это нужно сразу.

Рокировка
В рокировке принимают участие король и ладья, но при условии, что с они еще не перемещались по доске, и в данный момент между ними нет других участников баталии. Суть этого состоит в том, что они меняются местами друг с другом – король делает 2 шага по направлению к ней, а ладья через него перепрыгивает. Важное правило всех рокировок – ни одна из участвующих в них клеток не должна находиться под ударом противника.

Ничья
Ничья называется пат. Суть ее состоит в том, что у одного из участников больше нет ходов, но при этом мат не поставлен. В этом случае партия завершается.
Кроме того, партия заканчивается вничью, если позиции фигур в сражении повторяются трижды или на доске у игроков остается очень мало материала, недостаточного для объявления мата сопернику.

Окончание игры, шах и мат
Победой считается мат сопернику. Попытки загнать его в «ловушку» – в этом и состоит суть шахматной игры. Если король оказывается под ударом, ему объявляется шах, означающий, что он вправе сделать спасающий его ход или закрыться от шаха.

Мат – это капитуляция всей шахматной армии, которая не смогла защитить своего главнокомандующего, и он попал в расставленные противником сети. Чем быстрее он поставлен, тем выше считается квалификация участника. Победу в турнирах подтверждают арбитры, внимательно следящие за ходом битвы и не допускающие ни одного невозможного хода.


Виды шахматных вариантов

Классика
Классическая игра имеет определенные ограничения во времени. Длительность партии составляет не менее часа. Именно столько времени выделяется игрокам на то, чтобы обдумать перемещения и выиграть противника. Чаще всего контроль выставляется на полтора часа, в течение которых игрокам нужно сделать 40 ходов. Далее возможны варианты:
  • 30 минут до конца настольной битвы;
  • Плюс 20 минут за каждый сделанный удачный ход и т.д.
Если мат до окончания максимального времени партии не поставлен, объявляется ничья.

Пуля
В этом варианте действуют все правила классики, но временной контроль значительно ужесточен. На обдумывание каждому игроку выделяется время от 10 до 60 секунд. За каждый выполненный ход участникам партии добавляются не минуты, а секунды.

Блиц
Блиц шахматы тоже имеют временной регламент. На обдумывание каждого хода игрокам выделяется не более 5 минут. Это самая популярная игра в шахматы на спортивных соревнованиях. Проходит она довольно быстро, требуя от игроков собранности и максимальной концентрации внимания на игровом поле.

Шахматы – 960 (Фишера)
Правила для этого варианта– стандартные. От классики они отличаются главным образом начальной позицией на крайних горизонталях. Раскладка выполняется случайным образом, выбранным из 960 возможных. Все остальные правила будут похожи на классический вариант. Это касается:
  • Рокировки;
  • Взятия на проходе;
  • Признания ничьи;
  • Шаха и мата.
Основным отличием является разнообразие вариантов начала партии. Далее партия идет по стандартным правилам с ограничением по времени.

Ценность фигур
Правила в шахматах нужно четко соблюдать. Играть рекомендуется, не рискуя понапрасну фигурами. На игровой доске важна каждая пешка. Если в вашей армии не останется бойцов, то не с кем будет идти в атаку для того, чтобы поставить мат. Но ошибок в игре не избежать и иногда приходится жертвовать представителями игровой армии. Что из них отдавать – решать вам, ниже перечислены ценности фигур:
  • Ферзь – 9 очков;
  • Ладья – 5 очков;
  • Слон и Конь – по 3 очка;
  • Пешка – 1 очко.
Очки не влияют на результат. Они лишь дают понять игроку, что он теряет, отдавая материал сопернику, и что приобретает, когда его берет.

Нотация – запись шахматной партии
Нотация – это схема условных знаков, предназначенных для записи шахматной партии, которую должны знать даже начинающие игроки. Это необходимо для того, чтобы научиться:
  • Самостоятельно записывать игровые партии
  • Читать и понимать специальную литературу
  • Играть «вслепую»
  • Разбирать уже сыгранные партии с целью их анализа и работы над ошибками
Подробное описание каждой партии на листе бумаги позволяет анализировать свои победы и поражения. Существует несколько видов шахматных нотаций. Чаще всего используется алгебраическая.

Правила турниров
Определенные правила проведения имеют даже любительские турниры. На первый взгляд они довольно просты, но требуют от игроков аккуратности и бдительности. За их соблюдением обязаны следить судьи. Это предписывает инструкция проведения турниров.

Тронул – ходи
Это – одно из главных правил. Если игрок прикасается рукой к фигуре, он обязан ею ходить. Если же он прикасается к фигуре противника, то он должен ее взять. Если игрок тронул сразу две свои фигуры, то ходить он должен той, к которой прикоснулся первой.

Часы и Таймеры
Почти все варианты баталий предполагают фиксацию времени на обдумывание игроками передвижений персонажей. Для этого используются механические или электронные часы и. Правила их использования:
  • Нажимать на часы после завершения каждого хода той рукой, которой он был сделан
  • Следить за временем соперника, не допуская его просрочки, которая фактически означает его проигрыш
  • Ограничение по времени уточнять перед началом партии

шашки
Игровая доска
В шашки играют на той же доске, что и в шахматы.

Количество клеток и рядов на доске
В Русские и Английские шашки играют на доске с 64 клетками (8х8 рядов), ровно как черных, так и белых клеток. С левой стороны доски напротив клеток есть цифровая разметка от 1 до 8, а снизу под клетками алфавитная разметка A, B, C, D, E, F, G, H. Эти цифры и буквы нужны для записывания ходов в шашках и шахматах.

Количество фишек
Для игры в Русские шашки в наборе должно быть ровно 24 шашки: 12 белых и 12 тёмных.

Расстановка на доске
Перед началом игры нужно правильно разместить доску на столе. Она должна лежать так, чтобы внизу слева со стороны игрока угловое поле было тёмным. Шашки расставляются на трёх ближайших рядах с тёмными полями.
Первый ход
Первыми ходят белые фигуры. Чтобы определить, кто играет какими шашками, один из игроков берет в каждую руку по одной шашке, белую и тёмную, за спиной их перемешивает и вытягивает руки с зажатыми в кулаках шашками второму игроку, который должен выбрать руку с шашкой. Какой цвет шашек попадется теми и играет.

Как ходят и бьют шашки
Шашки ходят на одну клетку за ход и только по черным клеткам, что находятся рядом по диагонали, и ходят шашки только вперед, назад шашки не ходят. На изображении внизу показано что у белой шашки есть два варианта куда походить.
В Русских шашках шашки могут бить как вперед, так и назад.
За один ход шашка может побить столько вражеских фигур сколько это возможно. Ниже показано, как шашка бьёт сразу две вражеские фигуры за один ход.
Обязательно ли бить шашку?
Да, бить вражескую шашку обязательно, если есть несколько вариантов взятия вражеских шашек, игрок сам определяет какую именно шашку ему бить. Бывает так, что игрок не увидел, что ему нужно бить, тогда противник обязательно показывает ему, где он должен бить.

Как ходит и бьет "дамка" в шашках?
"Дамка" - самая сильная фигура в шашках, чтобы ее получить, простая шашка должна дойти до последней черной клетки на стороне противника, тогда шашку переворачивают чтобы обозначить ее "дамкой". Когда простая шашка стает "дамкой", она продолжает ход по правилам "дамки". "Дамок" у игрока может быть 12 штук. Их количество зависит от того, сколько простых шашек игроку получится довести до последнего ряда противника.
"Дамка" ходит и бьет на любое расстояние по диагонали. Ниже пример, когда дамка бьет сразу две фигуры соперника.
Что делать если в шашках некуда ходить?
Игрок, который не может сделать ход, проиграл. Часто бывают ситуации, когда на доске есть еще шашки, но походить или бить они не могут, так как заблокированы шашками соперника, в таких ситуациях проигрывает тот, кто не может сделать свой ход.

Правила игры в "Поддавки"
"Поддавки" — это Русские шашки только наоборот. Это значит, что правила в "поддавках" как в русских шашках, только побеждает здесь тот, кто первым сдаст свои шашки противнику или заблокирует их. В "поддавки" интересно играть из-за их простоты и быстрых партий, они очень популярны на территории России и стран СНГ.

Правила игры в «Чапаева»
Каждая сторона должна расставить шашки в горизонтальные ряды, в каждый ряд по 8 штук. Игрок должен щелчком пальца по фишкам выбить все у противника. Окончание партии будет считаться, когда у противника выбиты все фигурки. Игрок начинает ход после того, как один участник теряет свою фигуру, или не может выбить чужую. Игрок, который смог первым выбить все фишки у противника, во втором раунде передвигается на один ряд выше.

лудо
Лудо - это игра для двух, трех или четырех игроков.

Игровая доска
Представляет собой квадратный лист, размеченный как показано на рисунке:
  • домашние базы
  • стартовые поля
  • финиш
Для легкой идентификации домашние базы игрока и стартовые поля, средние линии креста, ведущие к финишу, и секции самого финиша выкрашены в разные цвета — обычно в красный, зеленый, желтый и синий.
Пока фишки не начали передвигаться по схеме движения к финишу, они находятся на собственной домашней базе игрока. Полей безопасности не существует, но как только фишка достигла финишного столбика своего цвета, ее нельзя преследовать и снимать с доски.

Прочие игровые принадлежности
У каждого игрока имеются четыре фишки, окрашенные в один из четырех цветов доски. Используется одна игральная кость - ее можно бросать из руки.

Цель игры
Игроки стараются обогнать друг друга, чтобы первым довести все свои четыре фишки до финиша.

Правила игры
Каждый игрок выбирает набор фишек одного цвета. Для определения последовательности игры бросается кость, и игрок, у которого выпало наибольшее число, начинает первым. Игроки по очереди бросают кость, добиваясь выпадения "6" - числа, необходимого для выведения фишки с домашней базы на стартовый квадрат.
Во всех случаях, когда игрок выбрасывает "6", он получает право на еще один бросок и передвигает одну фишку на выпавшее на кости число полей.
Фишки передвигаются по схеме по часовой стрелке. Если у игрока на поле находится более одной фишки и он делает двойной бросок ("6", за которой последовал другой бросок), он может передвинуть разные фишки соответственно результату каждого отдельного броска.

Взятие фишки
Если фишка попадает на поле, уже занятое фишкой противника, то фишка противника должна вернуться на свою домашнюю базу и может вступить в игру лишь при выпадении "6".

Конец игры
На финиш можно попасть лишь посредством точного броска кости. Например, если фишка находится в четырех квадратах от финиша и игрок выкидывает больше "4", он должен либо ждать следующего броска, либо двигать одну из своих других фишек. Победителем становится игрок, который первым приведет все свои четыре фишки к финишу.
Играйте в настольные игры от PLAYmarket и проводите время с пользой и удовольствием!
Made on
Tilda